|
Методическая копилка
«Литературное лото»
Это самая простая игра, доставляющая удовольствие детям и позволяющая реализовать накопленные знания детей о литературных произведениях.
1 вариант игры
Понадобятся: карточки с изображением сказочных героев. Правило: игроки поочередно достают карточки с персонажем и называют его характерные качества. Например: «Колобок» - круглый, вкусный и т.д. «Теремок»-большой, уютный и т.д.
2 вариант игры (с мячом)
Ведущий игры называет имя персонажа и бросает другому участнику мяч, кому достался мяч - называет характерные качества персонажа и бросает мяч обратно.
«Стань волшебником»
Ведущий предлагает детям вспомнить, какие волшебные слова употребляли герои разных сказок, чтобы совершить волшебство. Пусть каждый из них на время станет персонажем этой сказки и произнесет нужные слова характерным тоном.
- С помощью каких слов можно было сварить в горшочке вкусную сладкую кашу? («Раз, два три, горшочек вари!»)
- Какие слова велела Емеле произносить щука, которую он отпустил обратно в прорубь? («По щучьему велению, по моему хотению»)
- Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот Базилио, утверждая, что они волшебные? («Крекс, фекс, пекс»)
- С помощью каких слов можно было вызвать Сивку-бурку? («Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой»)
- В книге писательницы Валентины Осеевой был мальчик по имени Павлик, который узнал волшебное слово. Что это было за слово? («Пожалуйста»)
- В восточной сказке «Али-баба и сорок разбойников» были волшебные слова, которые помогли открыть дверь в пещеру. («Симсим, открой дверь!»)
«Волшебные предметы»
А теперь давайте вспомним волшебные предметы, которые так и остались существующими лишь в сказках. Итак, как назывались:
- волшебный предмет, который в сказке А.С. Пушкина умел разговаривать (зеркальце);
- головной убор, который делал своего владельца невидимым (шапка-невидимка);
- длинный тоненький предмет из дерева. Стоит взмахнуть этим предметом, как он исполнит любое желание его владельца (волшебная палочка);
- волшебное оружие, владелец которого непременно побеждал неприятеля (меч-кладенец).
Игры на воспроизведение содержания сказки по мнемотаблице
- «Какая сказка спряталась в этом рисунке?»
- "Про кого эта сказка?" (предложить педагогам нарисовать сказку)
Для детей младшего возраста предлагаются цветные мнемотаблицы, в которых цвет тесно связан с характерными особенностями сказочного образа: лиса – рыжая, цыплята – желтого цвета и пр.
"Волшебный сундучок"
Дети по очереди достают предметы или картинки из волшебного сундучка и называют сказку, в которой встречается тот или иной предмет (картинка): кувшин («Лиса и кувшин»), стрела («Царевна-лягушка»), ложка («Жихарка») и т.д. Хорошо, если предмет или картинка вызывает ассоциации с несколькими сказками. Например, скалка может принадлежать лисе из сказки «лиса со скалочкой», или Василисе Прекрасной («Царевна- лягушка»).
«Найди свою сказку»
Каждый из детей получает по картинке-эпизоду из сказки. По сигналу играющие определяют свою принадлежность к той или иной команде и выстраиваются в соответствии с имеющимися у них картинками, воспроизводя последовательность действий в сказке.
«Полетушки»
Все игроки садятся вокруг стола, каждый кладет руку с вытянутым указательным пальцем в центр стола. Ведущий поочередно называет персонажей разных литературных произведений – живых и неживых, причем к каждому слову он прибавляет глагол «летает».
- Баба Яга летает! Колобок летает! Серый волк летает! Змей Горыныч летает! Красная шапочка летает! Карлсон летает!
Ведущий сам поднимает руку с вытянутым пальцем каждый раз , когда произносит очередное словосочетание – независимо от того, действительно летает этот предмет или нет. Его задача запутать игроков. Игра продолжается, пока у ведущего не иссякнет перечень героев или пока не останется один игрок – победитель.
«Волшебная корзинка»
Предварительная подготовка: вспомнить, какие у героев известных сказок имелись волшебные предметы, и нарисовать их на листочках бумаги. Ведущий дает подсказку – имена героев, после чего дети называют волшебный предмет. Ведущий распределяет, кто из ребят будет что рисовать – чтобы предметы не повторялись.
- Буратино (ключик)
- Оле -Лукойле (зонтик)
- Девочки Жени из сказок В. Катаева (дудочка и цветик семицветик)
- Муми-тролля (волшебная шляпа – черный цилиндр)
- Аладдина (лампа)
- Солдата из сказки Г.Х. Андерсена (огниво)
- Элли (серебряные башмачки)
- Маленького мука (туфли)
- Мери Поппинс (ковровая сумка и зонтик с головой попугая)
- Баба Яга (ступа, помело)
- Старик Хоттабыч (ковер-самолет)
После все рисунки надо сложить в одну корзинку. Ведущий читает стихи:
В нашей волшебной корзинке Лежат расписные картинки Ну-ка, ну-ка, ты давай Быстро сказку угадай.
Ведущий поочередно вытаскивает рисунки с изображением волшебных предметов, а дети должны назвать персонажа (название сказки), которому этот предмет принадлежал.
«Отгадай сказку»
Дети по очереди выбирают картинки, на которых изображены сказочные герои, и называют сказку. Предполагается, что правильных ответов может быть несколько, например лиса может быть из сказки «Лисичка со скалочкой» или «Жихарка».
«Отгадай сказочного героя»
Игрушку – сказочного героя прячут за ширму. Педагог от лица героя сказки односложно отвечает на вопросы детей: «да» или «нет». Играющие задают вопросы, сужающие круг поиска. По ответам дети должны догадаться, кто прячется за ширмой. Например: «ты человек? - Нет. – Ты животное? – Нет. – Ты большой? – Нет. – Ты круглый? – Да. – Тебя сделали из муки? – Да».
Вариант игры. На ребенка надевают сказку сказочного героя так, чтобы он не знал, какого именно. Он должен догадаться, чья эта маска, задавая остальным детям наводящие вопросы
|