Организация питания для обучающихся
Организация лечебного или диетического питания для детей с ОВЗ
При заболеваниях, которые сопровождаются ограничениями в питании, детям в образовательной организации предоставляют лечебное или диетическое питание. Например, к таким заболеваниям относят сахарный диабет, фенилкетонурия, целиакия, муковисцидоз, пищевая аллергия.
О заболеваниях ребенка, особенностях его питания и мерах профилактики ухудшения его самочувствия сообщите работникам пищеблока, воспитателям в ДОО (п. 3.3 МР 2.4.0162-19).
Родителям необходимо.
Чтобы организовать для детей специальное питание, родители должны предоставить назначение от лечащего врача ребенка (абз. 1 п. 8.2.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20). К документу приложить заявление по одной из двух форм: о питании по индивидуальному меню или питании домашней пищей (п. 3.1 МР 2.4.0162-19, пп. 8.2.1 и 8.2.3 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
Оформить решение о предоставлении лечебного питания
На основании заявлений родителей и назначений врача издается приказ о питании по индивидуальному меню.
Установить режим питания
Режим питания ребенка составляется по назначению его лечащего врача. В случае если во врачебном заключении нет особенностей питания, устанавливается режим, как у других детей. Особенности режима питания при некоторых видах заболеваний смотрите в таблице.
Таблица. Режим питания с учетом особенностей заболевания
|
Заболевание
|
Особенности режима питания
|
Основание
|
|
Сахарный диабет
|
Если профиль действия инсулина диктует необходимость введения перекусов, надо установить дополнительные приемы пищи. Питание надо предоставлять четко по расписанию
|
Пункт 2.2.3 МР 2.4.0162-19
|
|
Целиакия
|
Нет особенностей. Режим должен соответствовать режиму питания, принятому в образовательной организации
|
Пункт 2.3.3 МР 2.4.0162-19
|
|
Фенилкетонурия
|
Пункт 2.5.3 МР 2.4.0162-19
|
|
Муковисцидоз
|
Рекомендовано ввести дополнительные приемы пищи. За сутки ребенок должен питаться по общей формуле питания «3 3»: три основных приема пищи (завтрак, обед, ужин) и три дополнительных (второй завтрак, полдник, второй ужин)
|
Пункт 2.4.4 МР 2.4.0162-19
|
Организовать специальное питание
Специальное питание в образовательной организации предполагает две формы реализации: готовые домашние блюда или индивидуальное меню. Для каждого нужно создать определенные условия, проинформировать родителей и ответственных работников.
Питание домашней пищей. Чтобы организовать для детей питание домашней пищей, отведите вспомогательное помещение или специальное место (п. 8.2.3 СанПиН 2.3/2.4.3590-20). Там дети должны иметь возможность вымыть руки. Установите столы, стулья, холодильник и микроволновку. Технику по назначению вправе использовать только те дети, которые питаются готовыми домашними блюдами. Над техникой разместите таблички с этим правилом. Ежедневно контролируйте температуру холодильника, фиксируйте ее в специальном журнале (п. 3.8 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
Проинформируйте родителей об условиях питания детей домашней пищей. Расскажите, как безопасно доставлять пищу до образовательной организации. Вручите родителям памятку с правилами, которые надо соблюдать. В детском саду пищу доставляйте не из пищеблока, а из холодильника. Поручите эту задачу помощникам воспитателя. Работники не обязаны мыть контейнеры, их собирают и передают в конце дня родителям.
Индивидуальное меню. Создаются условия в зависимости от особенностей заболевания ребенка. Например, для детей с целиакией Роспотребнадзор рекомендует выделить отдельное помещение, где можно хранить и готовить блюда. В таком помещении разместить технологический стол, разделочный инвентарь, моечную ванную, кухонную и столовую посуду. Последняя должна отличаться от другой столовой посуды цветом или рисунком (п. 2.3.4 МР 2.4.0162-19). Если организация не может создать условия, Роспотребнадзор рекомендует использовать продукты и посуду, которую принес ребенок из дома (п. 2.3.5. МР 2.4.0162-19).
Следующий этап – создать технологические карты на все кулинарные блюда для ребенка с заболеванием. Поручите эту задачу своим подчиненным. Унифицированной формы документов нет. Рекомендуем использовать примерную форму из ГОСТ 31987-2012 и рекомендуемую из приложения 7 к МР 2.3.6.0233-21. Контролируйте, чтобы работники соблюдали требования технологической карты. В документе укажите температуру блюд (п. 5.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20). Технологические карты для питания детей с сахарным диабетом, целиакией, фенилкетонурией смотрите в приложениях 5–8 к МР 2.4.0162-19.
Если медработник образовательной организации имеет квалификацию диетолога, поручите ему разработать индивидуальное меню для питания ребенка (п. 8.2.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20). Если нет – привлеките стороннего специалиста. Период, на который составляют индивидуальное меню, не регламентирован. Роспотребнадзор рекомендует составлять его на тот же срок, что и основное. Утвердите меню и разместите его на информационном стенде и на сайте организации (п. 2.2.4 и 3.4 МР 2.4.0162-19).
Ответственному по питанию поручите контролировать выдачу детям рационов питания. Работник должен следить, чтобы пищу ребенку предоставляли в соответствии с индивидуальным меню и режимом питания (п. 8.2.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).