|
Методическая копилка для родителей
Вкусное варенье
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш .
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания.
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" языка наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
Фокус
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания.
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
Чашечка
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка загнуть вверх так, чтобы боковые края его образовали форму ковшика или чашечки
Методические указания.
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка не должны быть прижаты к верхней губе;
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
Звукопроизношение
1. Отсутствие шипящих (ш, ж, ч, щ)
2. Отсутствие соноров (л, ль, р, рь.
3. Твёрдые и мягкие звуки дифференцируют большинство детей.
Слоговая структура слова
1. Правильно произносит слова от одного до трёх слогов.
2. Слова со сложной слоговой структурой и стечением согласных могут быть искажены.
Фонематическое восприятие
1. Показ на картинках слов- паронимов (лук-люк, мишка-мышка, коза - коса, мишка - миска).
2. Выделение [р] из ряда звуков (игра "Разведчик": ребенок должен хлопнуть только когда услышит звук Р (рычание собаки): п, м, н, ш, р, л, в...)
Развитие словаря
1. Различают и называют части предметов, их качества /величину, цвет, форму, материал /.
2. Называют некоторые сходные по назначению предметы /туфли- ботинки /.
3. Понимают обобщающие слова: игрушки, обувь, посуда, мебель.
Развитие грамматического строя речи
1. Морфология.
- Согласуют слова в роде, числе, падеже.
- Употребляют существительные с предлогами: в, на, под, за (под столом, за шкафом....)
2. Словообразование.
- Употребляют сущ. в форме ед. и мн. ч., обознач. животных и их детёнышей (теленок - телята, лисенок -лисята)
- Употребляют форму мн.ч. сущ. в Р.п. (много коров, телят...)
3. Синтаксис.
- Употребляют предложения с однородными сущ. (На столе стоит пирамидка, кошка, собака.)
- Учатся правильно согласовывать слова в предложении. (У меня синяя лента. У меня синее ведро)
Развитие связной речи
1. Односложно отвечают на вопросы взрослого при рассматривании предметов, картин, иллюстраций. (Кто спрятался за елкой? Собака)
2. Повторяют за взрослым рассказ из 3-4 предложений, составленный об игрушке или по содержанию картины. (Это мишка. У него мягкая, коричневая шерстка. На шее у мишки зеленый бант. Он держит флажок. Мишка добрый и веселый)
3. Участвуют в драматизации отрывков из знакомых сказок.
Номер 1
В 3-х летнем возрасте следует отучать ребёнка пользоваться «детскими» словами – «мяу», «му», заменяя их обычными – кошка, корова и т. п., однословные предложения заменять более сложными, помогать малышу вместо жестов пользоваться словами.
|