Виртуальная экскурсия
Групповые помещения
В МБДОУ детский сад №8 «Машенька» г Пензы функционирует 11 групп (2 группы для детей раннего возраста и 9 групп для детей дошкольного возраста).
Групповые помещения оформлены в соответствии с возрастными особенностями детей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. В групповых помещениях созданы условия для самостоятельной активной и целенаправленной деятельности детей.
Материалы и оборудование групповых помещений подобраны в целях создания оптимально насыщенной (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостной, многофункциональной, трансформирующейся среды и обеспечивают реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
При создании предметной развивающей среды учитываются следующие принципы:
- полифункциональности среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.
- трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).
- вариативности, сообразно которому содержание воспитания учитывает культурные и художественные традициями края, особенностями Уральской природы, культуры и традиций.
- Доступности среды, который выражен в свободном доступе детей к игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности
- Безопасности, который предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.
При создании развивающей предметно – пространственной среды учитывается гендерная специфика: в группах подобраны как общие, так и специфичные материалы для девочек и мальчиков, их количество, разнообразие, занимаемая площадь зависит и от процентной наполняемости группы детьми разного пола.
Развивающая предметно – пространственная среда подбирается с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Наполняемость развивающей предметно – пространственной среды обеспечивает разностороннее развитие детей, отвечает принципу целостности образовательного и соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному; познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию, а также способствует реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:
- совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;
- свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами развивающей предметно – пространственной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Подбор материалов и оборудования осуществляется для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, а также для организации двигательной активности в течение дня), а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Для обеспечения психологического комфорта в группах оборудованы зоны отдыха. В каждой возрастной группе имеется оборудование и инвентарь для двигательной активности детей . Группы оборудованы кварцевыми и бактерицидными лампами. В группах, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей выделены игровые уголки: уголок для сюжетно-ролевых игр, познавательно-речевой уголок, уголок дежурства (со средней группы), уголок природы, книжный уголок, театральный уголок, музыкальный уголок, уголок изобразительной деятельности, уголок экспериментирования, полуфункциональные материалы для конструирования.
Групповое помещение:
столы и стулья в соответствии с ростовыми показателями и количеством детей, дидактические столы.
Уголок для сюжетно-ролевых игр: игровая кукольная мебель, игрушки – персонажи (куклы, машины разного размера, животные, звери, птицы, и т.п.), игрушки – предметы оперирования - наборы посуды, инструменты, наборы овощей, кукольные коляски, доски гладильные, атрибуты для сюжетно- ролевой игры, автопаркинги, машины разных размеров и назначений, оборудованные автодороги и железная дорога.
Познавательно-речевой уголок:
Различные развивающие игры, шнуровки, игрушки для развития мелкой моторики, дидактические коврики на развитие сенсорных процессов, игры забавы, дидактические игры, способствующие интеллектуальному развитию детей, настольные игры, развивающие игры с правилами по образовательным областям, магнитная доска,
Уголок дежурства (со средней группы)- стенды с карточками, одежда и оборудование для дежурства.
Уголок природы:
лейки, совочки, рыхлители, салфетки, гербарий, клеенчатые фартуки, дидактические игры, иллюстрации, альбомы о природе, поделки из природного материал, природный и бросовый материал, посадки, рассада, план наблюдений за посадками и т.п., календарь природы (погоды).
Карты, фотографии, книги, наборы камней, природных материалов.
Книжный уголок: детская художественная литература, иллюстративный материал к ним, столы и стулья для рассматривания и чтения детской литературы.
Театральный уголок: ширмы (напольные и настольные), фланелеграф, различные виды театров
Музыкальный уголок: детские музыкальные инструменты, музыкальные дидактические игры, шумовые инструменты, книги и иллюстрации к детским песням.
Уголок изобразительной деятельности: шаблоны, трафареты, печатки, цветные карандаши, краски, мелки и пр., бумага для рисования, цветная бумага, ножницы, кисти, пластилин, доски для работы с пластилином, салфетки, клеенки для работы с клеем, яркие картинки на основные цвета и их оттенки, иллюстрации с различными видами изобразительного искусства, место для хранения и выставки детских рисунков, «полочки красоты» с произведениями декоративно-прикладного искусства.
Уголок экспериментирования: лупы, сосуды разных размеров, бросовый материал, мерки, мерные стаканчики, различные крупы, семена.
Полуфункциональные материалы - конструктора большие и мелкие, строительный материал.
Спортивный уголок: физкультурное оборудование – мячи, ребристые доски, коррегирующие дорожки, шнуры, кольцебросы, маски для п/и, материалы по приобщению к ЗОЖ, горки, качалки (для групп раннего возраста), прыгуны.
Уголок ОБЖ: дидактические игры и наглядность по ОБЖ, перекресток, дорожные знаки, альбомы, открытки, иллюстрации плакаты, мелкие машинки, строитель, элементы костюмов пожарников, военных.
Спальня:
детские кровати, стол воспитателя.
Приемная:
шкафы для раздевания, скамейки, столик, тумба. На стенах информационные стенды для родителей, выставка детского творчества.
Музыкальный зал
Музыкальный зал в детском саду – это, как правило, самое большое, светлое и наилучшим образом оборудованное помещение.
Это визитная карточка детского сада.
Музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.
Здесь проходят не только непосредственная организованная деятельность, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей.
Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию.
Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.
Специальным образом организованная среда оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению.
Выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, его развития, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудования, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально – творческих проявлениях.
Музыкальный зал МБДОУ оснащён: музыкальным центром, DVD плеером, ноутбуком пианино синтезатором экраном – проектором телевизором методической литературой аудио и видео дисками
Для развития детского музыкального творчества требуется большое количество наглядных пособий, атрибутов и оборудования.
Музыкально-дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний и навыков в повседневной жизни.
Музыкальный зал богато оснащён детскими музыкальными инструментами:
- с хроматическим и диатоническим звукорядом (пианино, металлофон, ксилофон, флейта и др.) с одним фиксированным звуком (дудки) ;
- шумовыми (погремушки, бубенцы, маракасы, рубели, колокольчики и др.)
- ударными (бубны, барабаны, румбы, треугольники, ложки, тарелка и др.)
Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотной грамоты.
- нотный стан
- лесенка
Созданная «по законам красоты» среда способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему миру, развитию творческих способностей.
Дети испытывают удовольствие от совместного с родителями творчества, приобретают уверенность в ceбe. Так детский сад становится своеобразным «мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей.
Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создает эмоционально-положительное отношение к детям, детскому учреждению, желанию посещать его.