|
Консультация для воспитателей
(с использованием материалов С.Д. Сажиной, К.Ю. Беловой и А.А.Майера)
Методические аспекты реализации интегрированного подхода в работе со старшими дошкольниками в ДОО
Методика проведения интегрированного занятия существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В работах С.Д. Сажиной рассматриваются технологии интегрированных занятий. Мы в своей работе придерживаемся такой же точки зрения.
По мнению С.Д. Сажиной наиболее эффективные методы и приемы для организации интегрированного занятия:
- Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;
- Формулирование проблемных вопросов, использование заданий на доказательство, объяснение, узнавание нового и др.;
- Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.
С. Д. Сажина указывает, что существуют требования к структуре интегрированных занятий:
- Четкость, компактность, сжатость учебного материала;
- Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
- Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
- Большая информационная емкость учебного материала, используемого на занятии;
- Систематичность и доступность изложения материала, необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Также С. Д. Сажина указывает следующие педагогические возможности интегрируемого занятия:
- Формирование в единстве знаний и умений;
- Коммуникативность умений;
- Повышение интереса к учению;
- Снятие напряженности, страха, неуверенности.
Автор отмечает некоторые преимущества интегрируемого занятия:
- Способствует повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
- Способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку;
- Углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор;
- Основываются на нахождение новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников;
- Эмоционально развивают детей, потому что основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.
По мнению С. Д. Сажиной существуют и трудности проведения интегрированных занятии:
- Сложность отбора учебного материал;
- Подробное структурированное занятие;
- Общий подход к оценке знания и умений детей;
- Согласованное применение одинаковых терминов и понятий.
Приведём пример рекомендации К.Ю. Беловой по подготовке интегрированного занятия:
- Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения;
- Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна;
- Учесть программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста;
- Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования;
- Выявить основной принцип построения системы интегрированных занятий (например, тематический) и распределить задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним;
- Продумать развивающие задачи;
- Использовать разнообразные виды деятельности (например, (драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики);
- Использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой);
- Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т.д.);
- Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий.
Ряд условий при планировании и организации интегрированных занятий:
- Обязательный учет содержания базовой программы детского сада;
- В интегрированном занятии объединяются блоки различных предметов, поэтому важно правильно определить главную цель интегрированного занятия;
- При разработке необходимо выделить главное и использовать знания из смежных разделов, устранять дублирование, использовать опережающие дифференцированные знания;
- При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры занятий, методов и средств обучения, определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии;
- Интеграция способствует снятия напряжения, перегрузки утомленности за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия;
- При планировании и проведения интегрированного занятия педагогами требуется тщательная координация действий;
- Необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы;
- На интегрированных занятиях целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т.д.
Наибольший эффект интегрированные занятия дают, тогда, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система. Целесообразно разрабатывать систему интегрированных занятий параллельно с образовательной программой ДОУ.
А.А.Майер предлагает следующие этапы создания системы интегрированных занятий:
- Согласование учебных программ (разделов) по направлениям деятельности;
- Обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения;
- Взаимные консультации педагогов различных дисциплин по вопросам изучения одних и тех же процессов, явлений, тем, проблем в курсах (предметах) образовательных областей;
- Планирование тематики и развернутых планов занятий.
Таким образом, согласно А.А.Майера, интегрированное занятие характеризуется рядом признаков:
- Является одним из направлений межпредметной интеграции;
- Имеет среднюю степень интеграции;
- Форма имеет смешанную структуру;
- Предметом анализа выступают многоплановые объекты;
- Сохраняется самостоятельность каждого раздела со своими целями, задачами, программой.
Интеграция как цель обучения дает ребенку те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, учат ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
Интеграция образовательных областей приводит к более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, что усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать время образовательного процесса за счет исключения дублирования и повторов, осуществлять проектирование содержания предшкольного образования на основе образовательной программы, концентрирующей содержание дошкольного образования.
|