Эссе воспитателя МБДОУ детский сад №8 «Машенька» города Пензы
Щуровой Марины Викторовны
Я – педагог
Я – воспитатель. Это осознание себя как педагога было со мной всегда. С тех пор, как укладывала кукол спать и учила читать попугая. С тех пор, как после выпуска из детского сада он начал мне сниться, а желание навсегда поселиться в мире Детства, радостном и мечтательном, оформилось в собственную мечту…
При чём здесь мечта, спросите вы? Да и кто из нас в детстве не мечтал быть космонавтом или учителем, продавцом или врачом, пожарным или балериной? Однако, согласитесь, с возрастом многие упаковали свою мечту в коробочку и запрятали на антресолях памяти, заменив её стремлением к финансовому благополучию… В этом отношении я считаю себя поистине счастливым человеком, потому что моя мечта сбылась!
Кто же он – воспитатель? Уверена, это не профессия, а внутренняя убежденность человека в том, что его дело главное, а воспитанники — самые талантливые. Главным делом для меня стало воспитание детей-дошколят. Почему? Я хочу научить их видеть и думать. Видеть незаметное, понимать непонятное. Тонко чувствовать. Сопереживать. Действовать. В первую очередь помогают мне в этом сами дети.
Присмотримся к ним повнимательнее! О чём они мечтают, к чему стремятся, чего ждут от нас, взрослых?
Я вижу, что мои воспитанники хотят многое знать и уметь, жаждут быть самостоятельными. Каков он, мир вокруг нас? Кем и как в нём всё устроено и что я могу сделать сам? – вот те вопросы, которые я часто слышу от малышей.
Мне кажется, что очень важно рассказать им, что живём мы все вместе в общем доме, который нужно любить и беречь, и имя ему – Земля. Каждый человек на земле мечтает украсить её, как наши мама и папа мечтают украсить свой дом. А ещё малыш должен знать, что-то место, где мы родились и выросли, называется Родина: это и берёзка или рябина, что растёт у крыльца детского сада, и кошка, которая пристроилась на каруселях и греет на солнышке своё мохнатое тело, и птицы, поселившиеся в скворечнике, который смастерил папа или дедушка… И, конечно же, люди – те, что нас окружают! Через подобное осознание рождаются и зреют в душе ребёнка сопричастность происходящему, любовь к дому, семье, Родине, людям. Да, всё великое начинается с малого, и кому как не нам, воспитателям, рука об руку идущим со своими воспитанниками, это понимать? Важно, чтобы воспитанник, ступая по жизни, сумел задуматься над собой и окружающим его миром и ощутить себя в мире, а мир – в себе. Но это возможно только тогда, когда ребёнок ценит и понимает слова Добро, Любовь, Радость, Ответственность. Этому и пытаюсь учить…
Конечно, воспитатель обязан также учитывать и то, чего ожидают от него родители и государство как заказчик определённого образовательного результата. Меня лично очень радует то, что в целом запросы всех участников процесса воспитания совпадают. Может быть, эта истина, которая открылась мне в совместной работе с детьми, покажется парадоксальной, но именно устами воспитанников высказано то, к чему должен стремиться педагог: надо искренне любить тех, кто тебе так доверяет, видеть в каждом ребёнке не только будущего чиновника, поэта, ремесленника, но и человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть Человеком, с оптимизмом, зажигая искру творчества в детях, намечать ориентиры для себя и своих подопечных и стремиться к их достижению, ведь успешный результат в одном деле открывает возможности для постановки новых целей.
Душу ребенка надо взращивать, ограждая от зла. Хорошие педагоги совместно с родителями стремятся формировать в детских сердцах лучшие чувства, учат человечности. «Будущее человечество», – так называл детей один из героев Ф.М. Достоевского. И то, каким станет завтра это будущее, зависит от меня – Воспитателя по велению души.